Один из постоянных клиентов нашей компании занимается производством и продажей брикетированного угля. Из огромных заготовок он производит довольно широкую номенклатуру готовой продукции, которую потом поставляет своим заказчикам. Учёт производственных процессов в организации ведёт помощник руководителя. Ну а мы на основе тех данных, которые она нам предоставляла, рассчитывали суммы налогов и взносов к уплате и подавали отчётность. Весь учёт вёлся в соответствии с требованиями закона, поэтому мы были совершенно спокойны на счёт нарушений. Их нет.
Но при расчёте очередного периода нас смутила сумма налога к уплате – 1,4 млн. Мы запросили у помощника руководителя информацию по производству. И обнаружили, что у клиента, во-первых, отсутствовала калькуляция, и во-вторых, не было списаний материалов с баланса. То есть – нигде не отражалось, сколько готовой продукции производилось из материалов, и при выпуске готовой продукции стоимость израсходованных материалов не списывалась. И за них начислялся налог. Формально – это не ошибка и не нарушение. Фактически – почти полтора миллиона налога к уплате.
«Никто и никогда не говорил, что это нужно где-то отражать. Пока бухгалтер не проверил всё, я даже не знала, даже не задумывалась, что эти материалы как-то списываться должны. Бухгалтер объяснил мне, зачем, и всё завёл в 1С, чтобы само считалось».
Собственник компании
Что мы сделали:
- сделали калькуляцию, отразили в 1С весь процесс производства готовой продукции и списание материалов;
- вручную провели все списания за период – чтобы таким образом повысить расходную часть и уменьшить налог к уплате.
Как видим, не всегда то, что работает правильно с точки зрения закона и требований ФНС, является оптимальным для бизнеса. И одна из ключевых задач, которые наша компания ставит перед собой – найти легальные способы оптимизировать уплату налогов и помочь бизнесу увеличить прибыль.